Виктор Лисицкий. Рождение художника

admin

Прекрасные слова написала Дьяконицына О.В в своей статье «Виктор Лисицкий. Рождение художника«, опубликованной Департаментом культуры города Москвы в сборнике, посвященном наивному исскусству.

Гимнасты Лисицкого
Гимнасты Лисицкого

«Виктор Никитович Лисицкий начал писать картины в 60 лет. Случилось это в 2000 году. А до этого была яркая, полная побед и славы, жизнь заслу- женного мастера спорта СССР по спортивной гимнастике, пятикратного призёра Олимпийских игр в Токио и Мехико, семикратного чемпиона Европы, пятнадцатикратного чемпиона Советского Союза. В 1963 году он первым выполнил на брусьях гимнастический элемент, который назовут «перелёт Лисицкого». После ухода из мира «большого спорта» Виктор Никитович преподавал с 1976 года в Военно-инженерной академии им. Куйбышева, в Химико-технологическом институте им. Менделеева, защитил диссертацию на степень кандидата педагогических наук.

Но в конце 1990-х годов случилась беда: дали о себе знать спортивные травмы. После очередной операции, пережив клиническую смерть, Виктор Лисицкий понял, что прошлая жизнь ушла безвозвратно, оставив лишь яркие воспоминания.

Виктор Лисицкий

Чтобы отвлечь мужа от тяжелых переживаний, его жена Татьяна Рыжова (профессиональная художница) дала ему кисти, краски и предложила начать рисовать. Для Лисицкого это не было чем-то необычным, невиданным. Он дружил с художниками, бывал в их мастерских, наблюдал процесс создания картины. Но одно дело находиться в роли смотрящего, а другое – самому начать творить. Эта способность под силу не каждому человеку. Она требует огромных усилий личности. Художественная одарённость предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты и включать их в систему ассоциаций, диктуемых творческим воображением.

В результате многочисленных «живописных проб» и раздумий Виктор Лисицкий открыл для себя новую планету – «искусство живописи». Не удивительна та смелость решений в картинных образах художника, проявленная сразу, решительно и убедительно. Лисицкому удалось обрести свое узнаваемое лицо в живописи. Это мир тепла домашних сцен, доверительность общения с друзьями, открытости чувств. Многие из таких картин соединяют жанровость с вечным круговоротом жизни, отдыха, встреч. Другие открывают горизонты воображаемых путешествий в недавнее русское крестьянское прошлое и зарубежную экзотику.

Не оглядываясь на правила и каноны, он пишет свои картины. Сначала обдумывает сюжет и карандашом на бумаге уточняет композицию, детали. Затем этот рисунок переносит на холст и начинает писать маслом. Значительную роль в его работах играет пятно, силуэт. Художник любит чистый, открытый цвет. Его картинное пространство условно, сюжетное действие визуально приближено к зрителю. Он импульсивен в передаче переживаний. Возникающие в воображении образы постепенно приобретают реальные очертания.

Заметное место в творчестве художника занимает тема спорта. Хотя сам спорт для него был не только праздником, но и источником нездоровья, художник пишет его как великолепный спектакль с летящими в пространстве фигурами, блеском огней, ощущением мажорной музыки. Изображая гимнастов, борцов, живописец выбирает те моменты их выступлений, когда сила, ловкость, целеустремленность спортсмена достигают пика его возможности. И тогда он превращает это захватывающее зрелище в гимн красоты и совершенства.

Увлекаясь пластическими возможностями человеческого тела, художник порой превращает фигуративные сюжеты в затейливый орнамент. Комментируя этот эффект, Виктор Никитович говорит, что старался выразить свои ощущения спортсмена во время тренировки, когда тело послушно тебе, ты чувствуешь каждый сустав, мышцу и можешь выполнить самое невероятное движение.

Вообще, Лисицкому присуще артистическое чувство элегантности. Это проявляется и в особенностях композиционного строя, ритмики фигур и выразительности поз. Он доверителен к зрителю, который способен оценить и житейское, и мистическое переживание художника.

Живописный язык произведений Лисицкого иногда близок лубку, иногда напоминает старинные вышивки. Работы в чём-то серьёзны, а в чём-то шутливы. Но везде сквозит открытое стремление к взаимности с человеком.

Персонажи Виктора Лисицкого не столько конкретны, сколько типажны. Таковы его танцоры, балаганные скоморохи, вечно привлекательные цветущие красавицы. Узнаваемость сцен и героев сродни рекламным картинкам. Среди таких работ есть остроумные находки и открытия. Как, например: собрание и пир зверей, сидящих за столом, или сюжет, где уравнены Пегас и петух, или где другом человека выступает учёный кот и птица Алконост.

Своё слово художник сказал и в религиозно-мистической трактовке времени. Картины «Знак зодиака», «Ангел-хранитель», «Финал спектакля «Фауст» – стали для Лисицкого моментом глубоких размышлений не только о смысле жизни, но и о своём месте в этом мире.

Совершенно неожиданна и красива полуабстрактная живопись мега- и микрокосмоса. Здесь ощутимо биение сердца самого художника. Живущий в плену житейских забот, он ещё раз показывает нам, как из обыденного сора жизни рождаются цветы искусства. Ведь космическая серия Лисицкого родилась всего лишь из любования паутиной. Нельзя не вспомнить при этом слова Леонардо да Винчи о том, что художник может преобразовать плесень и пятна на стенах в картинные образы.

Свои законы искусства Виктор Лисицкий познаёт в интеллектуальном созерцании. Удивляет широта интересов автора. Он пишет не только о своих спортивных переживаниях, но и о путешествиях, друзьях, семье. Делится радостью жизни на природе, размышлениями о тайнах искусства и творчества.

Иногда он становится ироничным и остроумным рассказчиком, как это случилось в серии картин «Всё дело в шляпе». Загадочный, не поддающийся логическому объяснению мир женщины предстаёт здесь, как калейдоскоп модных жизненных ситуаций, поведенческих стереотипов. Но всё это для художника становиться только поводом, чтобы воспеть силу и красоту женского обаяния.

Творческий процесс немыслим без воображения. Именно оно позволяет выстраивать цепь представлений и впечатлений, хаотично хранящихся в памяти.

Наивный художник в отличие от профессионального пишет только то, что чувствует и переживает. Личный жизненный опыт, он облачает в художественную форму, поэтому его образы убедительны, а сюжеты близки и понятны.

Виктор Лисицкий дорожит своими связями и отношениями с родными и близкими ему людьми. Он с радостью рассказывает об этих чувствах в своих работах. Это могут быть изображения уютного домашнего очага с большим хлебосольным столом, весёлых праздников с друзьями и милой жизни домашних животных.

Старинный подмосковный город Серпухов, где сейчас живёт художник, с архитектурными памятниками, садами, провинциальным ритмом жизни располагает к неспешной работе и несуетливой жизни. Но Виктор Никитович Лисицкий продолжает жить в привычном для него «спортивном» ритме. Он много пишет, участвует в выставках и полон творческих планов.»