Космос Лисицкого в Музее русского лубка и наивного искусства.

Музей русского лубка и наивного искусства представляет выставку живописи «Космос Лисицкого», название которой  в очередной раз подчеркивает один из ключевых парадоксов наивного искусства – отсутствие общей стилистической парадигмы этого феномена при наличии многоголосия самобытных пластических языков. Наив – это мир непохожих друг на друга ярких творческих индивидуальностей, где каждый создает свою художественную вселенную, основываясь на субъективном жизненном опыте и интуитивном живописном чутье. Таков и Виктор Никитович Лисицкий, чье искусство вдохновлено, с одной стороны, его профессиональной деятельностью, а с другой – невероятной фантазией автора.

Виктор Лисицкий  – заслуженный мастер спорта СССР по спортивной гимнастике, пятикратный призер Олимпийских игр в Токио (1964) и Мехико (1968), семикратный чемпион Европы, пятнадцатикратный чемпион Советского Союза, кандидат педагогических наук. Спортивная карьера началась в родном городе Магнитогорске Челябинской области и перетекла в успешную тренерскую и преподавательскую деятельность в московских институтах.  Закаленный и уверенный в победе, он не сломался, когда в жизнь пришли невзгоды, связанные со старыми травмами,  эти сложности лишь стали толчком к новому начинанию – живописи. В этот непростой  момент помогла поддержка жены – профессиональной художницы Татьяны Рыжовой, которая дала в руки кисть и сказала: «Пиши!».

Лисицкий создал свои первые произведения в 1999 году, в возрасте 60 лет, но с московской художественной жизнью был знаком к тому времени уже много лет. [1] Он был частым гостем в знаменитом доме В. Фаворского в Новогирееве, где в то время проживали такие мастера как Дмитрий и Нина Жилинские, Илларион Голицын, Андрей Дюков. Несмотря на эту многолетнюю дружбу и тесное общение, художественное мировоззрение Виктора Лисицкого сформировалось самостоятельно и независимо. Если плеяде авторов дома Фаворского было присуще увлечение пассеизмом, а точнее интерес к диалогу ушедших эпох с современностью (свойственное многим художникам 70-ых годов), то Лисицкого тема прошлого никогда не занимала. Действие на его картинах всегда разворачивается вне времени и без привязки к конкретному пространству. Хотя тематика произведений широка и разнообразна (спортивные соревнования; цирковые представления; балагурные скоморошьи потехи; бытовые зарисовки повседневной городской и крестьянской жизни, которые порой преподносятся в  гротескном ключе; фантасмагорические композиции), все они повествуют об одном – о радостном ощущении полноты бытия. Живопись Лисицкого всегда зрелищна и дерзка – это яркий и мощный красочный вихрь открытых цветов, рождающий  звучные, построенные на лапидарных образных формулах, композиции.

Хочется обратить внимание на абстрактные произведения, многие из которых связаны с темой микрокосма и макрокосма. Удивительно то, что вся космическая серия родилась из любования паутиной. Малая частица обыденного мира, преображенная воображением художника, приравнивается к вселенскому универсуму. Абстракции Лисицкого дышат, пульсируют и живут той же жизнью, что и все остальные его творения.

В способность  придать будничному, житейскому сюжету характер всеобщего, переплести земное измерение с пространством вечности – в этом   и заключается главный талант художника Лисицкого. Созданный им универсум по достоинству оценило профессиональное художественное сообщество. Его работы украшают коллекции российских музеев и частных коллекций, они экспонируются на крупнейших московских  площадках, регулярно демонстрируются на фестивалях наивного искусства и творчества аутсайдеров, проводимых музеем русского лубка и наивного искусства.

Открытие выставки состоится 8 сентября в 17.00 по адресу: Измайловский бульвар, д.30

 

Запись опубликована в рубрике Лисицкий-художник. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария на «Космос Лисицкого в Музее русского лубка и наивного искусства.»

  1. Abraman говорит:

    квадроциклы доступные каждому. Это реальность? Или подобное будет ближе к в 2030 году?

  2. ovywovop говорит:

    квадроцикл не может

  3. Екатерина говорит:

    Виктор Никитович начал активно заниматься живописью уже после шестидесяти лет. Основой его работ на спортивную тему стали духовные переживания в спорте. Художник сравнивает пластику и грацию спорта с пластикой и грацией народного танца. В них в равной мере присутствует задор. Именно это он захотел воплотить в искусстве. Также автор часто обращается к идиллическим и даже фантастическим пейзажам, стремиться передать ощущение цветовой гармонии, присущее мирозданию, создавая «Космос» Лисицкого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.